Первое причастие.

January 15, 2019

Первое Причастие

Выехали мы с Павлом и Александром в Псково-Печерский монастырь в 12 часов ночи со 2-го на 3-е января. Дорога была долгой, но для меня простой, т. к. не нужно было рулить, а ребята менялись за рулем через каждые 6 часов. В принципе, ничего примечательного в дороге не было, разве что встреча двух лисиц и практически всю дорогу метущая метель. Поэтому вместо 9 расчетных часов мы ехали около 12.

В сам монастырь мы приехали к 12 часам дня, точнее не в монастырь, а в паломнический центр, расположенный на территории бывшей Псковской десантной дивизии. От которого до монастыря расстояние приблизительно километр, расстояние равное от того же центра до границы с Эстонией, что меня порядком взволновало, так как до этого так близко от войск НАТО я еще не находился.

И тут возникли первые непредвиденные трудности, т.к. вахтерша в паломническом центре ничего не знала о нашей договоренности с отцом Максимом, который в монастыре заведует заселением и благословлением трудников на послушания. Заселить бесплатно и на слово нам поверить она отказывалась напрочь, и нами было принято решение о разделении сил. Мы с Павлом взяли в осаду регистрационное окно, а Александр в это время пытался связаться с отцом Максимом по телефону. В итоге, после длительных переговоров мы были вынуждены признать поражение, и сошлись во мнении, что проще перейти эстонскую границу, чем заселиться без благословления батюшки в паломнический центр. Заплатив за сутки проживания 200 рублей с человека и потом по 100 рублей за обед и ужин, я был приятно удивлен доступностью цен, т.к. бюджет у меня был ограничен.

Итак, потратив около часа на заселение и еще минут 30 на обед, мы наконец-то добрались до кроватей, где мне удалось часок вздремнуть, и, учитывая, что за последние полтора суток вместе с дорогой я поспал в целом часа 2, чувствовал я себя после сна довольно бодро. И мы отправились в монастырь на развод к послушаниям и знакомству с отцом Максимом.

Отец Максим оказался очень позитивным, приветливым и веселым человеком, как в прочем и практически все служители монастыря, с которыми впоследствии довелось пообщаться. Узнав, что мы прибыли издалека он дал нам выходной до завтра, и, выписав талоны на проживание, отпустил отдыхать, чем мы с попутчиками не преминули воспользоваться. Мы сразу же отправились на обзорную экскурсию по красотам и достопримечательностям монастыря, где столкнулись со второй незапланированной трудностью. При попытке посетить «Богом созданные пещеры» оказалось, что туда пускают только по записи, что запись должна быть заблаговременная, и что с завтрашнего дня пещеры  вовсе закрываются на все праздники. Это известие повергло нашу тройку в сильное негодование, переходящее у некоторых ее членов в ропот, несогласие и даже протестные настроения относительно всего пребывания в монастыре. Ну а я, смирившись с ситуацией, с интересом и любопытством наблюдал за безуспешными попытками Александра и Павла повлиять на отца Лазаря, который проводил экскурсии. Старания эти ничем не закончились, и мы пошли помолиться в Сретенский храм, находящийся буквально в 10 метрах от пещер, напротив знаменитой «ножной», как я ее назвал, колокольни.

Колокольня эта заслуживает отдельного внимания. Во-первых, она является памятником архитектуры, как и весь ансамбль монастыря, а во-вторых это единственная в России колокольня, приводимая в действие ногами звонарей. Принцип у нее простой: языки колоколов закреплены неподвижно, и звон производится за счет движения и расшатывания самих юбок колоколов с прикрепленными к ним длинными деревянными балками. Что крайне необычно, но очень колоритно выглядит со стороны.

И так, зайдя в Сретенский храм, я сразу увидел очередь, и, заинтересовавшись, что происходит, узнал, что очередь к старцу, схиархимандриту Никону, чьим духовным наставником, как я потом узнал в интернете, был Иоанн Крестьянкин. Отстояв небольшую очередь, минут 15-20, я поговорил со старцем, покаялся в своих грехах, рассказал о своей жизни и переживаниях, и получил напутствие с небольшой молитвой, подаренной им мне. Весь оставшийся вечер до службы у меня прошел в размышлениях, да, в общем-то, и сама вечерняя служба прошла больше все в тех же размышлениях, нежели молитве или покаянии. Ну а после службы мы доехали в паломнический центр, где я сразу же отключился до утра. Так и прошел первый день.

На второй день ребята уехали на утреннюю службу, а я остался отдыхать, т.к. чувствовал, что не в состоянии стоять на утренней. Сразу скажу, что любая служба в монастыре длиться не менее 2,5 часов и у меня вызывало огромное уважение, когда я видел служащих батюшек и монахов сначала на утренней службе, потом на послушании, а вечером еще и на вечерней службе. Так же хочу отметить трудников, которые помогали в монастыре, тех из них кто ездит по монастырям и просто трудится во славу Божью и для собственного духовного развития. Были даже несколько молодых семейных пар, что у меня вызывало огромное к ним уважение. А вечером я умилялся, когда они по двое читали молитвы и каноны в холле первого этажа мужского корпуса, стоя парочками у окна.

Итак, на второй день я пошел на послушания к 2-м часам и сразу попал на картошку. Задача стояла простая: из пещеры, оборудованной под овощехранилище, нужно было перевезти два грузовика картошки, отсортированной по мешкам, с чем мы успешно и справились. А после этого направились в разные точки монастыря на уборку снега, т.к. мело в эти дни прилично, и со стороны Эстонии шел снежный фронт.

Благословили нас на уборку снега и посыпку песком Кровавой Горки. Кровавая Горка - это одно из главных святых мест и достопримечательностей монастыря. Называется она так, потому что при визите Ивана Грозного в Псково-Печерский монастырь произошел страшный случай. Царя встретил настоятель монастыря,  в то время о. Корнелий, но, видимо, сделал что-то не так и Иван Грозный, не отходя с места, отрубил настоятелю голову, но тут же, опомнившись, схватил обезглавленное тело, и нес его вниз по Горке до самых пещер. Позже Св. Корнелий был причислен к лику святых. Собственно до самого ужина мы и ухаживали за этой Горкой, что бы приходящие в монастырь люди не скользили и не падали. Ну а вечером этого же дня на службе, в главном Михайловском Храме, я исповедался отцу Лазарю, которого мы прошлым днем донимали возможностью попасть в пещеры. Больше в этот день ничего примечательного не происходило, т.к. по возвращении в паломнический центр я лег спать, в предвкушении завтрашней утренней службы и причастия.

На следующий день служба произвела на меня неизгладимое впечатление: мне удалось и очень искренне помолиться, и причаститься Святых Христовых тайн. А чувства и состояние после исповеди и причастия просто словами трудно описать, это нужно чувствовать. Скажу лишь, что такую благодать, спокойствие, умиротворение и ощущение целостности самого себя я ощущал за всю свою жизнь раза два-три не больше. Так я впервые в жизни исповедался и причастился.

После причастия у меня еще долгое время присутствовало ощущение правильности каждого моего действия, что все что я делаю, или что со мной происходит, находится под опекой высшей силы. В голову не приходит ни одной скверной мысли, и даже, наоборот, во мне проснулась всеобъемлющая любовь не только к людям, а вообще ко всему, и эти чувства мне очень не хотелось терять. Но, к сожалению, с каждым бытовым моментом, с каждой негативной ситуацией или просто услышанной мимолётней злой фразой, мата и тому подобных явлений, эта благодать постепенно уходила. Поэтому мне вообще не хотелось ни с кем контактировать, кроме служителей монастыря и приятных мне людей.

Но послушание есть послушание, и я отправился на чистку снега. Работалось в этот день просто волшебно! Наша команда трудников расчистила от снега вообще всю территорию монастыря, включая хозяйственный дворик у нижних ворот и вплоть до гаражей за домиком настоятеля монастыря, не без помощи снегоуборочного погрузчика конечно, но в основном труд был ручной. В итоге часов за 6 работы наша бригада из 15-16 трудников вывезла около 7-9 грузовиков снега, и столько же заездов сделал трактор с прицепом. Но как ни странно никакой усталости не было и в помине, а только дружеские улыбки и довольные лица.

Ну а вечером, естественно, была служба. Правда для меня не такая благодатная, как утренняя и я позволил себе заняться изучением красоты и росписи главного храма монастыря, о чем расскажу чуть позже. После службы, по сложившейся уже традиции, мы поехали в родной паломнический центр попить вечернего чаю и лечь спать.

Последний день в монастыре прошел уже по почти выработанному плану: сначала служба, потом развод от отца Максима, где нас поставили на охрану общественного порядка во время ночной рождественской службы наряду с казаками и даже обещали выдать бейджики с надписью «дежурный». А после развода отец Максим отпустил нас на все четыре стороны до 8-ми вечера. Наконец-то у меня выдались свободные 7-8 часов для ознакомления с закоулками монастыря, сна, выяснения ассортимента церковных лавок и просто прогулки в уединении, и этим всем я незамедлительно воспользовался. Вдоволь нагулявшись, купив небольшие подарки, я отправился хорошенько выспаться, т.к. предстоящая служба и следующий день обещали быть насыщенными.

И вот уже вечер перед Рождеством Христовым. Как обычно мы зашли сначала за инструкциями в каптерку и отцу Максиму. Батюшка объяснил, что задача у нас простая: никуда не встревать, ни к кому не приставать, физическую силу не применять, а если что обращаться к казакам или полиции что меня вполне устроило. А в подарок за нашу службу нам были обещаны шоколадки в обмен на бейджики и небольшое угощение в трапезной подсобки. Нас разбили по парам и распределили по времени дежурства на улице, каждая пара дежурила по 2 часа, а потом шла в храм. И выпало так, что я с Артемом (это трудник) должны были дежурить с 3-х до 5-ти утра, а это значило, что служба закончится, скорее всего, раньше. В итоге, так и вышло, и дежурить нам не пришлось вовсе.

 Рождественская служба была просто великолепна, и как выразился один из батюшек проходивший мимо меня на службе, благолепна. Людей пришло в Михайловский собор под завязку. Народа было так много, что иногда было трудно перекреститься. Сам Михайловский собор устроен таким образом, что в нем целых три клироса с подвешенными над ними профессиональными микрофонами и профессиональным хором на каждом из клиросов. Один клирос на втором этаже слева, второй на втором этаже справа, а третий на втором этаже позади молящихся прихожан. На каждом из балконов стоял батюшка или регент и дирижировал своим клиросом в такт службе. Порой были моменты, когда сначала начинали петь батюшки из алтаря, которых к слову было весьма много, а чуть позже молитву подхватывали сразу три клироса. И это было нечто невообразимое и неописуемое. У меня несколько раз пробегали мурашки с головы до пят. Около 4-5 раз все батюшки выходили из алтаря в центр собора, а это около 15-20 священнослужителей. Кто-то с улыбкой, кто-то с серьезным выражением лица, но в эти минуты чувствовалась особенная торжественность, радость и важность происходящего.

Отдельно хочется сказать об убранстве в соборе. Помимо древних икон по всему периметру, в нем использовано очень много различных православных символов в самых неожиданных местах, значение которых мне, к сожалению не известно. Но если присмотреться, то чувствуется какая-то логика в их размещении и что в них есть свое, особое значение.

Также хочется немного сказать о самом алтаре. Он сделан так и выглядит так, как будто в соборе стоит еще один маленький храм со своим красивейшим куполом в виде солнечных лучей или молний. И увенчан этот купол светящимся, как будто инкрустированным бриллиантами, крестом.

В общем, хочу сказать, что и убранство собора и сама атмосфера в нем и особенно песнопения клироса в Рождество произвели на меня просто неизгладимые впечатления. И когда служба закончилась, то при выходе я ощущал всех прихожан своими братьями и сестрами, да и уходить от такой благодати никуда не хотелось.

Но все когда-то заканчивается и вот уже подходило время постепенно готовиться к отъезду. После службы я зашел в каптерку к отцу Максиму, получил долгожданную шоколадку «Аленка» и от всей души поблагодарил батюшку за гостеприимство, за чай, за бутерброды с маслом и рыбкой после службы и помог батюшке убрать грязную посуду. Потом по настоянию о. Максима я отправился на подсобку, где было приготовлено вкусное и сладкое угощение для всех трудников в виде тортиков, творога со сметаной и блинчиков. Мы дружно поздравили кухонную смену, которая не смогла пойти на службу из-за послушания с Рождеством, прочитав заранее подготовленное стихотворение, немного попировали и поехали в свой любимый уже паломнический центр, поспать часа 3-4 перед долгой дорогой. Утром мы с ребятами в последний раз решили испытать судьбу и к 9 утра отправились на хозяйственный дворик у нижних ворот, где по договоренности нас должен был ждать отец Иосиф и провести для нас отдельную экскурсию в «Богом зданные пещеры». Но подождав 15 минут и никого не дождавшись, мы двинулись в обратный путь.

Дорога обратно была грустная, долгая и немного нервная, но это уже другая история. А вечером того же дня я сидел в кресле Кимрского театра Драмы и Комедии и вместе с сообществом наслаждался Рождественским концертом отца Андрея Лазарева и Максима Береснева.

Юрий Журавлев

Январь 2019

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Недавние посты

June 25, 2019

May 19, 2019

Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square